Вступительная
заметка
Редакция
выражает глубокую благодарность Михаилу Гронасу — составителю и редактору
данной теоретической рубрики.
1. О новой экономической критике как если бы
о ней писал новый экономический критик
Новая
экономическая критика — относительно недавнее направление в американском
литературоведении, представителей которого объединяет не общий метод, тезис или
взгляд на мир, а скорее общий интерес. Подзаголовок единственного пока,
основополагающего, сборника статей [1] новых экономических критиков —
“исследования на перекрестке экономики и литературы” — может служить так же и
исчерпывающим манифестом всего направления. Две трети авторов сборника —
гуманитарии, которым интересно экономическое; треть — экономисты, которым
интересно гуманитарное.
В сущности,
точно таким же конгломератом подходов, связанных скорее тематически, общим
интересом, была и предшествующая “новая” критика — новый историзм. Однако если
новые историки пытались — чаще всего безуспешно — сформулировать что-то вроде
общей методологии, новые экономисты не слишком этим озабочены. Поэтому и
разговор о них уместней начать не с содержания предлагаемого ими “нового”, а с
места этого нового на академическом рынке идей.
Появление новой
экономической критики — так же как и других гуманитарных “брэндов” (нового
историзма, cultural studies) является
следствием структурного кризиса гуманитарных дисциплин в американской (и, шире,
в западной) академии. В связи с общим упадком интереса к высокой культуре
социально “обесценились” традиционные предметы этих дисциплин, например,
классическая литература. Утрата общественного интереса к предмету неизбежно
приводит к утрате влияния дисциплины — как в широком контексте, в обществе, так
и внутри академии.
Возможности
выхода из кризиса не бесконечно разнообразны, а ограничены местом, занимаемым
гуманитарным пространством в общей структуре знания. Есть, вероятно, всего две
стратегии:
колонизация — освоение
новых предметных областей, еще не занятых соседними дисциплинами, но уже
представляющих общественную ценность [2];
и экспансия
— захват чужих, уже занятых соседними дисциплинами предметных областей (эта
стратегия и называется интердисциплинарностью).
Новая экономическая
критика как и раз и является примером такой интердисциплинарной экспансии. И
объект агрессии выбран далеко не случайно.
Экономика,
несомненно, — наиболее престижная, социально ценная из не-естественнонаучных
дисциплин. Связано это прежде всего с влиянием экономики и экономистов на
центры реальной политической и финансовой власти: правительство, корпорации,
рынок. Предмет экономики — сердцевина современного общества. Кроме того, и
методы экономики представляют социальную ценность. Экономика, по крайней мере в
ее нынешнем виде, сама сформирована в результате длительной и планомерной
интердисциплинарной экспансии, выразившейся в ориентации еще классической
экономики на классическую ньютоновскую физику [3] и в развитии (начиная с
уравнений Вальраса) сложного математического аппарата. Таким образом экономика
добилась высокого статуса “почти естественной”, “более строгой” науки с
развитым формальным аппаратом, овладение которым требует длительной
академической подготовки. Понятно, что с точки зрения гуманитарных дисциплин
“территория экономики” выглядит очень заманчиво [4].
Критики,
“двинувшиеся” к экономике, встретились на пол-пути с экономистами, идущими в
противоположном направлении. Миграция последних — следствие кризиса в их
собственной дисциплине. В последнее десятилетие стройное здание неоклассической
экономики пошатнулось.
Начиная с
1960-х годов в американской (и мировой) экономической науке безраздельно
господствовала Чикагская школа, лидеры которой — почти все без исключения
нобелевские лауреаты — развили и довели до логического и математического
совершенства неоклассическую экономическую теорию. Неоклассическую экономику —
при всем разнообразии ее ответвлений — характеризует базовый донаучный взгляд
на человека как на рационального максимизатора выгод и тот факт, что эта
дисциплина осознает себя как строгую, эмпирически проверяемую науку.
Как известно, в
конце XX века история предоставила неоклассикам
возможность для почти неограниченного экспериментирования — однако крупномасштабные
экономические эксперименты во многих случаях, прежде всего в России и в странах
третьего мира, привели к неудачным результатам, диаметрально противоположным
предсказаниям неоклассической теории.
Эти неудачи
заставили экономистов (особенно начинающих, стремящихся сказать “новое слово” и
просто недовольных затянувшимся владычеством неоклассики) обратить внимание на
ставшие очевидными слабые места теории. Подрывная работа пошла по двум
направлениям — и оба направления приблизили экономистов к “гуманитарной
территории”.
Во-первых, был
поставлен под сомнение универсализм неоклассики, постулат общезначимости и
всеприменимости модели “рациональной максимизации”, из которой следует
всеприменимость модели свободного саморегулирующегося рынка и других
практических рекомендаций неоклассиков. Вместо единой, универсальной модели
человека-максимизатора стали предлагаться культурно и институционально
специфичные, множественные модели экономических агентов. Экономисты вспомнили о
Вебере и Веблене и заговорили о влиянии культурных, религиозных и
институциональных факторов на экономические системы [5]. Большое влияние
приобрела зародившаяся в недрах Чикагской неоклассики новая
институциональная школа (Рональд Коас, Кеннет Арроу), считающая основным
экономическим агентом не индивида, а культурно специфическую институцию.
“Чистые” экономисты стали принимать в расчет менее “строгие”, гуманитарные
подходы к экономике: например, восходящую к Моссу традицию философствования о
даре, работы по экономической антропологии, психо-экономику.
Во-вторых, был
подвергнут критическому анализу эпистемологический статус экономики, ее
“научность”. В этой области пионером стал представитель младшего поколения
чикагских экономистов Дональд (с 1995 года — Дейрдре [6]) МакКлоски.
МакКлоски [7]
показала неприменимость к неоклассической экономике традиционных
эпистемологических критериев “строгости”, — таких, как верификация,
фальсификация, воспроизводимость экспериментов. Она также обратила внимание на
риторическую природу экономического дискурса: зависисмость от произвольно
избираемых базовых метафор, функционирование математических моделей в качестве
метафор, влияние риторических задач (в число которых входит и создание ощущения
“строгой научности”). МакКлоски и ее ученики, образовавшие школу “экономической
риторики”, стали естественными союзниками “новых экономических” критиков и
могут рассматриваться как часть этого движения.
· О статьях этого блока
Выше я
рассмотрел предпосылки возникновения взаимного “тяготения” между гуманитарными
науками и экономикой. Новыми экономическими критиками удобнее всего считать
ученых, которые так или иначе втянуты в эту орбиту — в этом, и только в этом
смысле, предлагаемая читателю “НЛО” подборка представляет новую экономическую
критику.
Можно говорить
о трех “векторах интереса” внутри этого направления:
— “экономика
литературы”: анализ экономических (профессиональных, институциональных)
аспектов функционирования литературы как вида деятельности;
— “экономика в
литературе”: анализ экономических понятий и явлений внутри литературного
произведения, экономической проблематики в литературных текстах;
— “между
литературой и экономикой”: анализ взаимовлияния этих дискурсов, их общей
риторической природы; риторика экономики и текстуальная экономика (например, тропы
как транзакции и т. д.).
Я воспользуюсь
этой схемой, конечно же, придуманной ad hoc для удобства
изложения, чтобы представить входящие в подборку статьи и проблематику
направления в целом .
В “экономике
литературы” возможны два подхода — умеренный и радикальный. “Умеренная
экономика литературы” изучает экономические аспекты производства и
циркуляции литературных текстов. “Умеренность” заключается в том, что
рассматриваются явления, экономическая природа которых более или менее
самоочевидна: тиражность, массовый и элитарный книжный рынок, литературный
маркетинг, библиотечная статистика, гонорар, патронаж, процессы
профессионализации / люмпенизации литераторов и т.д. Утверждается не то, что
все эти явления относятся к области экономики (с этим никто не спорит), а то,
что их анализ эмпирически важен, так как восполняет лакуны в истории литературы
и чтения, и ведет к более глубокому пониманию собственно литературных фактов.
Это, вероятно, самая популярная и достаточно традиционная область исследований:
в русском литературоведении к ней можно отнести поздние работы формалистов и
многие работы представителей московской социологической школы — Л. Гудкова, Б.
Дубина, А. Рейтблата.
К этой традиции
принадлежит и предлагаемая вниманию читателей НЛО статья Уильяма Миллза
Тодда III “Достоевский как профессиональный
писатель: профессия, занятие, этика”. У. Тодд рассматривает известные и не слишком известные
факты биографии Достоевского, пытаясь определить, насколько применимы к
Достоевскому в разные периоды его деятельности различные критерии
профессионализма. В результате получается что-то вроде нового
литературоведческого жанра: профессиональная биография писателя.
В статье Тодда
также намечена (развитая в других его работах) тема влияния экономических
особенностей производства и циркуляции текста (“формата”) на поэтику. По мысли
Тодда, формат “серийного” романа, т.е. романа с продолжением, выходящего по
частям в нескольких номерах “толстого” журнала, явился одним из важных
факторов, сформировавших стиль и сюжет Достоевского. Необходимость написать к
сроку очередную порцию сказывается в скачкообразнотси сюжетов; длинные
“спрессованные” сцены в замкнутых пространствах — естественный способ “выдать”
к сроку необходимое количество текста, не развивая собственно сюжет (т.е. “не
обещая лишнего”, “не привязывая” себя к конкретной сюжетной линии, от которой
впоследствии нельзя было бы отказаться).
“Радикальная
экономика литературы” предполагает экономический взгляд на всю культурную
сферу — в том числе и прежде всего — на области, никак не связанные с
“денежной” экономикой и экономическими институтами. Таким образом утверждается
уже не значение экономического для истории литературы, а тотальная
экономичность культуры как таковой. Сюда относятся различные попытки приложить
к литературному анализу теорию символического капитала Пьера Бурдье и другие
теории нематериальных капиталов, прежде всего концепцию социального и
человеческого капитала одного из последних титанов Чикагской школы Гари Бекера.
Бекер попытался расширить сферу применения неоклассического метода (т.е. в
первую очередь принципа максимизации) на такие “неэкономические” области как,
например, любовь [8], семейные отношения и — в последних работах — эстетические
предпочтения. (Более подробный разговор об экономике культуры в ее радикальном
изводе мы продолжим в одном из ближайших выпусков НЛО, — в блоке материалов,
который будет посвящен рецепции и критике идей П. Бурдье.)
Проблема “экономики
в литературе” представлена в нашей подборке статьей Михаила Макеева
“Договор с дьяволом в условиях становления капитализма в России: Экономическое
значение христианской символики у Салтыкова-Щедрина” и статьей Джеймса
Дрисколла “Человек без интереса: Экономика дарения в романе Ф.М. Достоевского
“Идиот””. Обе статьи можно в самом общем смысле охарактеризовать как
веберианские: речь идет о том, как в произведениях Щедрина и Достоевского
отразился конфликт между национальным религиозным этосом и этосом становящегося
капитализма в России в последней трети XIX века.
Проблематикой “между
литературой и экономикой” заняты представители школы риторики
экономики, о которой говорилось выше и — с гуманитарной стороны —
исследователи, которых интересуют риторические, философские и семиотические
аналогии между этими дискурсами. Наиболее радикальной выглядит попытка
Жана-Жозефа Гу [9] создать всеобщую теорию символических обменов. Гу исходит из
предположения, что принятая в обществе денежная система гомологична всем
остальным символическим системам, то есть исторический процесс абстрагирования
денег — изобретение денег как обменного эквивалента, переход от металлических
денег к бумажным и затем электрическим — отражает глубинный процесс эволюции
символических систем (т.е., например, есть связь между репрезентативностью
денег и репрезентативностью живописи и литературы, или представлениями о
политической репрезентации).
Менее
амбициозный (но, на мой взгляд, более глубокий) анализ связей между
репрезентативной функцией денег и другими репрезентативными практиками
содержится в работах другого классика новой экономической критики, Марка Шелла
[10].
В нашей
подборке это направление представлено статьей Кирилла Постоутенко
“Распродажа “кабинета курьезов” (образы экономической тотальности у Бальзака,
Диккенса, Маркса и Честертона)”. Постоутенко анализирует эволюцию, которую
претерпел в Новом Времени “кабинет курьезов” — прародитель одновременно и
современных музеев и современных магазинов.
В приложении к
блоку публикуется статья “практика” [11] современной российской экономики Льва
Усыскина “Фильм “Бег” А. Алова и В. Наумова как пособие по технике личных
продаж”, в которой сквозь призму кинематографа 1970-х автор пытается
рассмотреть некоторые маркетологические механизмы, которые почти полвека спустя
вызывает к жизни текст булгаковской пьесы.
Экономическое и
не-экономическое — социальные феномены. Очевидно, что между ними нет физической
границы. Определение этой границы — предмет общественного диалога (который
также можно назвать спором, войной, торговлей — да хоть и танцем).
С другой
стороны, это и не совершенно абстрактные конструкты: все-таки более или менее
самоочевидно, что игра на рынке акций имеет большее отношение к экономике, чем
игра на скрипке (притом что на рынке акций можно играть из азарта, а не для
денег, а на скрипке, наоборот, лабать).
В пространстве
между этими двумя самоочевидностями разыгрывается драма навязывания взгляда на
мир. Культура пытается вытеснить, замолчать экономическое; экономика так же
поступает с пространством свободы и непредсказуемости на своей территории и
естественно, посягает на чужие. Новая экономическая критика (конечно, не она
сама, а то отношение к миру, которое она, возможно, представляет) хочет стать
чем-то вроде демилитаризованной зоны между враждующими сторонами, и
беспристрастно и внимательно прислушаться к претензиям тех и других.
1) The New Economic Criticism.
Studies at the Intersection of Literature and Economics. / Ed. Martha
Woodmansee, Mark Osteen. N.Y.; London: Routledge, 1999.
2) К таким “целинным” областям
относятся:
— массовая,
популярная, неканонизированная культура — этим, в частности, занялись cultural studies;
— культурные
объекты, ценные с точки зрения некоторых групп, а не всего общества (в этом
случае безразличие общества уравновешивается cверхзаинтересованностью
групп) — так устроены феминизм, постколониализм, black studies, queer studies;
— сетевая
культура, компьютерные игры — предмет (или предметы) субдисциплины, которая
находится в стадии становления и называется пока по-разному — например,
инфоэстетика, cyber-cultural studies и т. д.
3) См., напр.: Mirowski Philip.
More Heat than Light: Economics as Social Physics, Physics as Nature’s
Economics. Cambridge; N.Y.: Cambridge University Press, 1989 и его же:
Machine Dreams: Economics Becomes Cyborg Science. Cambridge; N.Y.: Cambridge University Press, 2002.
Мировски, в частности, утверждает (“Machine Dreams”, p. 7), что основоположники неоклассической экономики Джевонс, Вальрас,
Парето, Эджворт и Фишер моделировали центральное неоклассическое понятие utility (“полезность, выгода”) на основании аналогии с
потенциальной энергией в классической механике. В 1930-х неоклассики также
“взяли в оборот” математическую теорию игр.
4) Все это,
конечно, не значит, что новые экономические критики просто, рассчитав плюсы и
минусы, выдумали “брэнд”, цинически рассчитывая на символические прибыли. В
реальности сработал не расчет, а “чутье” на новое и интересное, лежащее в
основе габитуса гуманитария. На габитус также влияет массовая психология.
Приход большей части населения на рынок акций предрасположил всех американцев,
в том числе и гуманитариев к (по крайней мере) “наивной” экономике. Не
исключено, что и распространение так называемых body studies в американской
академии связано с повальным увлечением аэробикой и бегом трусцой в начале
1980-х.
5) Вот характерное
свидетельство о произошедшем парадигматическом сдвиге, позаимствованное из
колонки экономического обозревателя газеты “Вашингтон Пост” (Spt 20, 2000, A33) Роберта Самуэльсона — важное,
потому что экономические обозреватели осуществляют связь между “высоколобой”
экономикой и широкой публикой и профессионально чутки к переменам в
экономической догме:
“Заводилы
глобализации жалуются на трудности: слишком много стран не хотят реформ — или
не умеют с ними сладить. И правда. Африка по большей части осталась в стороне.
В России распад командной экономики привел к мошеннической “приватизации” и
обогащению местных элит. Эти факты заставляют задуматься. Почему страны
отвергают реформы? Почему в некоторых странах реформы проваливаются? Большая
часть Латинской Америки, например, отказалась от традиционного протекционизма и
поддержки местных компаний. С 1985 по 1996 тарифные ставки в Латинской Америке
снизились в среднем с 50 до 10 процентов. И что же? Результатов пока никаких.
Что объясняет
разительный контраст, например, с Юго-Восточной Азией?
Вероятно,
культура. Евангелие капитализма гласит, что человеческая природа неизменна. Дай
человеку настоящий стимул — дай ему возможность извлекать выгоду из своего
труда и риска — и процветание гарантировано. Как бы не так!
Многие ученые
из США, Африки и Южной Америки утверждают, что общественные и этические
ценности влияют на экономическое развитие государств. Культура влияет на
политику, и история, религия, традиции некоторых обществ не позволяет им
воспринять капиталистические установки и институции. Даже когда они пытаются —
у них ничего не получается...”
6) После
операции по перемене пола.
7) См.: McCloskey Donald N.
The Rhetoric of Economics. University of Wisconsin Press, 1985; McCloskey
Deirdre N. How to Be Human: Though an Economist. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2000.
8) Вот,
например, как Бекер объясняет, почему лучше жениться по любви:
“Можно сказать,
что Мi (Мужчина i) любит Жj (Женщину j), если ее благополучие входит в его функцию полезности [т.е. чем лучше ей,
тем лучше ему. — М.Г.] и, возможно, если Мi высоко ценит
физический и эмоциональный контакт с Жj. Очевидно, что
Мi извлечет выгоду из брака с Жj: во-первых, потому что именно таким образом он может принести наибольшую
пользу Жj (а значит и самому себе); во-вторых,
потому что “продукты”, извлекаемые из “контакта” с Жj [commodities measuring “contact”] обходятся гораздо дешевле в случае, когда Мi женат на Жj, чем в случае, когда ему приходится
искать внебрачных отношений с Жj. Даже если
“эгоистичная” Жj не отвечает взаимностью Мi, ей все равно выгоднее выйти замуж именно за него, поскольку он, будучи
заинтересованным в росте ее благосостояния, передаст в ее распоряжение
необходимые для этого ресурсы. Брак по любви (пусть и неразделенной) — наиболее
эффективный тип брака: даже если один из участников — не отвечающий взаимностью
эгоист, общее увеличение эффективности принесет пользу и эгоисту. <...>
Любовь является важным критерием при переборе потенциальных партнеров, так как
с точки зрения рынка, браки по любви — наиболее продуктивны” (цит. по: Nelson Robert H. Economics as Religion. Pennsylvania UP, 2001. Р.178).
9) См.: Goux Jean-Joseph. Freud, Marx: Economie et
symbolique. Edition de Seuil, 1973; Goux Jean-Joseph. Symbolic Economies After Marx and Freud. Ithaca: Cornell UP,
1990.
10) Shell Marc. The Economy
of Literature. Baltimore: John Hopkins UP, 1978; Shell Marc. Money,
Language, and Thought: Literary and Philosophical Economies from the Medieval
to the Modern Era. University of California Press, 1982; Shell Marc. Art
& Мoney. Chicago: University of Chicago Press, 1995.
11) Лев Усыскин
— прозаик, публицист и — одновременно — PR-менеджер и
руководитель семинара по технике продаж.
No comments:
Post a Comment